Психологи и педагоги бьют тревогу: современные дети всё чаще испытывают «сенсорный голод». Простые радости вытесняются из жизни гаджетами, но ни планшет, ни другая умная игрушка не могут полностью удовлетворить потребностей растущего человека в новых ощущениях и впечатлениях. Да и мы сами в стремлении к безопасности и комфорту своих чад помещаем их в некий вакуум: не позволяем бегать босиком, радоваться морозу или играть с грязным песком.
- Мы живём в такое время, когда человек - не только ребёнок, но и взрослый - практически лишён естественных стимулов, – рассказывает медицинский психолог Людмила Шеймухова. - Мы отсекаем от себя природные явления, изолируемся от естественной среды, и ребёнка своего тоже «упаковываем» - выставляем ему множество «нельзя»: нельзя слишком громко кричать, нельзя пачкаться. Мы не знаем, что такое холод и голод – а ведь это тоже очень важные знания для человека. Да, мы создаём своим детям очень уютные условия, но у них есть оборотная сторона – обеднение ощущений.
Согласна с психологом и заместитель заведующей детским садом № 142 Ирина Селяева.
- Дети сейчас очень заняты гаджетами, практически не гуляют, не видят реальной жизни. Они не стремятся узнать её на ощупь, остановиться и послушать, попробовать её, как говорится, на вкус, - делится своими наблюдениями педагог. – Да и не каждый родитель в условиях жизни в городе может дать ребёнку все необходимые ощущения. А по-настоящему хорошие развивающие игры стоят очень дорого, и не каждый может их себе позволить.
Специалисты отмечают - частично скомпенсировать дефицит ощущений помогают сенсорные комнаты – в них человек может получить эти впечатления в концентрированном виде.Такие комнаты уже работают в медицинских и соцучреждениях, начали они появляться и в детских садах.
Среда сенсорной комнаты организована особым образом и состоит из множества стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные органы чувств. В каждой такой комнате свой набор элементов, но есть и наиболее часто встречающиеся: большие мягкие пуфы и кресло-«лепесток», который повторяет контуры тела, покачивается и приятно расслабляет. Воздушно-пузырьковые трубки, мягко вибрирующие и меняющие цвет. Сухой дождь - шатёр из разноцветных атласных лент, которые приятно перебирать руками, проходить сквозь них, касаться лицом и телом. Расслабляющая музыка и специальная подсветка. Сенсорная тропа для ног, воздействующая на рецепторы стопы. Световой стол-планшет для рисования песком, развивающий мелкую моторику, обостряющий тактильные ощущения.
В Ульяновске в детском дневном стационаре ГКБ №1 сенсорная комната работает с 2015 года благодаря участию психологического отдела больницы в специальном гранте. Изначально она была предназначена для работы с детьми, подвергшимися насилию. Затем стала применяться на занятиях с ребятами из детского стационара и пациентами по запросу.
Сейчас показанием для посещения сенсорной комнаты становятся самые разные проблемы – от нарушений сна и заикания до конфликтов в школе, фобий и нарушения детско-родительских отношений в целом.
- Рекомендовать занятие в «сенсорке» может любой врач, - поясняет Людмила Шеймухова. - В нашей практике это чаще всего невролог, но дать назначение может и педиатр, и гастроэнтеролог. Врачи понимают, что многие проблемы вызваны не нарушениями физиологии, а тем, что у нас в народе называют психосоматикой, и тогда доктор может порекомендовать походить в сенсорку. Не для того, чтобы вызвать глобальные изменения или отработать проблему, а чтобы дать ребёнку ресурс, позволить выпустить пар.
В ульяновском детском саду № 142 сенсорную комнату используют для похожих задач. Там она заработала в сентябре прошлого года, и теперь активно используется для снятия эмоционального напряжения воспитанников и сотрудников детского сада.
- Очень хорошие результаты мы получили в период адаптации ребят к детскому саду, – рассказала заместитель заведующей Ирина Селяева. – Думаю, если бы такие комнаты были в каждом саду, привыкание малышей к новой обстановке проходило бы гораздо мягче. Но сейчас комната остаётся востребованной. Ребята занимаются в ней с психологом небольшими группами, а при необходимости – проводится индивидуальная работа. Скажем, если в семье случились неприятности, по ребёнку это сразу видно. Воспитатели могут отметить, что он стал вялым, замкнутым, или наоборот – агрессивным. Тогда работа с психологом в сенсорной комнате позволяет помочь ему справиться с нагрузками, расслабиться. То же самое касается и педагогов – комната используется нами для профилактики профессионального выгорания.
Впрочем, Людмила Шеймухова подчеркивает: саму эту среду нельзя превозносить как чудодейственную. Посидел – и на тебя снизошло озарение. Это всегда - промежуточное звено в психотерапевтической или педагогической работе, в консультировании.
- При этом недооценивать её тоже нельзя, - отмечает психолог. - Там запускаются такие механизмы, которые в обычной среде так ярко бы себя не проявили.
Иными словами, когда ребёнок испытывает дефицит определённых ощущений, в сенсорной комнате он идёт именно в ту сторону, которая для него сейчас актуальна. Выбирает в этом «шведском столе» ощущений самое «вкусное» для себя.
- Например, песочница. Ребёнок начинает играть с песком, пересыпает его, пачкается. Тогда мама пробует его оттуда увести, переключить на что-то более чистое, - поясняет Людмила Шеймухова. - Здесь уже можно выстраивать гипотезу о том, что у мамы «пунктик» на контроле и чистоте, и я объясняю ей: ребенку надо побыть с песком, иногда ему надо и испачкаться. Или ещё пример – из кресла-мешка иногда просыпаются пенопластовые шарики. И когда однажды я на автомате начала их собирать, ребёнок, работающий в комнате, включился в помощь мне, и все оставшиеся 15 минут он собирал эти шарики. Представьте себе ужас мамы, когда она ведёт ребёнка в такую красивую комнату, а он с психологом шарики в ладошку собирает. А ведь он в этот момент делал что-то очень важное для себя. Если продолжать работать с этой парой - родитель-ребёнок, можно строить предположения, почему ему сейчас это нужно. А можно просто дать ему эту возможность и удовлетворить потребность.
Психолог добавляет, что особенно актуальна «сенсорка» для деток с ограниченными возможностями здоровья. Тогда среда способна выполнять не только диагностические функции, но и быть полноценной частью лечения и реабилитации. В этом случае посещение сенсорной комнаты становится долгим процессом, призванным компенсировать нехватку стимулов в одной зоне стимуляцией других хон.
- Мы не всегда имеем возможность почувствовать взаимодействие тела с окружающей средой, - подводит итог психолог. - Но походить босиком – это уже взаимодействие. К тому же элементы сенсорной среды очень легко организовать дома. Игры в тазу с водой, с пшеном и гречкой, ненавязчивая фоновая музыка– ко всему этому мы относимся несерьёзно, а ведь это тоже соприкосновение тела с внешним миром. Надо лишь, чтобы родители выделили уголок в квартире, где ребёнок сможет делать всё, что угодно. Ведь в сенсорной среде не должно быть директивы.
Немає коментарів:
Дописати коментар